Антиутопия, которую любят вспоминать в контексте массовой слежки и не менее массового промывания мозгов, стремления властейконтролировать все сферы жизни человека.
Оруэлл яркими, крупными мазками рисует мрачное будущее, которое ждет человечество в случае торжества власти группы людей над всем обществом.
Каждая личность отделена от другой, связи между родными, супругами разорваны и уничтожены, дети доносят на родителей, муж и жена - чужие люди, выбранные в пару системой и безликими аналитиками партии ради осуществления "долга". Дружба, любовь -эти слова помнят только те, кто родился до революции и торжества Большого Брата. Все эмоции обращаются в ненависть к врагам партии и глухое отчаяние.
Самое жестокое - это реальность, это повсюду и другой жизни нет.
Главный герой - рядовой работник миниправа, член внешней партии. Он смутно помнит, что было до прихода Старшего Брата. Каждый день на работе он и его коллеги уничтожает следы прошлого в документах, книгах, брошюрах...
Прошлое существует в памяти и документах. Документы меняет партия, она же собщает, что должны помнить "благомыслящие".
Не думай, думай так, как тебе говорят. Ничего не чувствуй, чувствуй любовь к Большоу Брату, ненависть к его врагам и тревожься застрану. Следи за другими, делай выводы из мельчайших деталей о верности ангсоцу (английский социализм), но не анализируй самангсоц.
Именно такие установки окружают главного героя и доводят почти до безумия. Внутренний голос, инстинкт и разум протестуют, 2*2 не может быть 5, белое не может быть черным! "Ересь из ересей - здравый смысл" - пишет в дневнике Уинсворт в попытке не утонуть в отчаянии и одиночестве.
Однако, вопреки всей пропаганде и скрытому террору, разобщенности, люди сохраняют свою индивидуальность и находят способ еевыразить. Такова Джулия - капризный и своевольный, но хитрый и упрямый ребенок, не желающий отказываться от своего "я". Именно ее наивный эгоизм, ее бескопромиссное "хочу" позволяют частично игнорировать правила для удовлетворения желаний. Ограниченность ума спасает от отчаяния, она не задается вопросами, которые мучают ежедневно Уинсворта. Она не героиня, ее не назовешь сильной или великой натурой, но верность своему "я", безусловно, заслуживает уважения.
По-другому выражает протест Уинсворт - он маниакально ищет живые осколки прошлого, которые помогают сохранять рассудок непомраченным. Старинный альбом, кусочек коралла - вещи, которым нет места в мире ангсоца, чья красота бесполезна и даже опасна. Но для Уинсворта они - свидетели и живое доказательство другой жизни и других правил.Поразительны желание жить и стремление сохранять свою личность вопреки всему. Оба героя прекрасно понимают, чем закончатся их жизни. Их сотрут, уничтожат всякое упоминание об их существовании, а ведь для человека самое страшное - отрицание его как такового.
И несмотря на это, Уинсворт и Джулия упорно следуют внутреннему зову среди мира иллюзий и одиночества, серых стен, выстроенных далеким всемогущим Старшим Братом между людьми и действительностью.
1984 - антиутопия. Мрачная, пессимистичная, угрожающая. Но даже в картине будущего, гениально нарисованного Оруэллом, я вижу неистребимый дух человеческой личности, пробивающий любые стены пропаганды, обмана и насилия над собой.